Пятничный намаз. Порядок выполнения

«О верующие! Если призовут в пятницу к молитве, то устремитесь к поминанию Господа и оставьте торговлю [суету, дела мирские]. Это – наилучшее для вас. О если бы вы только знали!» (см. Св. Коран, 62:9).

Заключительный посланник Творца Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) отметил самый важный день в календаре такими словами: «Пятница – это госпожа [глава] дней! Она является более величественной, чем день праздника Разговения (Ураза-байрам) и день праздника жертвоприношения (Курбан-байрам)» .

Также необходимо помнить слова посланника Божьего: «Кто оставит пятничную молитву три раза [подряд], пренебрегая ею , сердце того будет запечатано Господом» .

Пятничная молитва является обязательной только для мужчин. Женщины, дети, путники и физически немощные люди не обязаны посещать пятничную проповедь. Если все же они пришли в мечеть, чтобы совершить пятничную молитву («Джум‘а»), она будет им засчитана вместо полуденной (Зухр) .

Утром в пятницу желательно совершить полное омовение. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Если кто-то из вас собирается пойти на пятничную проповедь, то пусть совершит полное омовение (гусль)» .

Из чего состоит пятничный намаз (джума)

Время совершения – это время полуденной молитвы (Зухр). Совершается только в мечетях и местах, специально отведенных для молитвы-намаза.

Пятничный намаз состоит из восьми ракяатов сунны и двух ракяатов фарда. Порядок их выполнения следующий: четыре ракяата сунны, два ракяата фарда и четыре ракяата сунны .

Четыре ракяата сунны

Первый азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «салават» и обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

Последовательность совершения аналогична четырем ракяатам молитвы Зухр. Выполняется, как все молитвы-сунны, каждым самостоятельно .

Первая проповедь

Имам поднимается на минбар и приветствует пришедших на молитву прихожан словами «ас-саляму ‘алейкум ва рахматуллах», после чего садится.

Второй азан.

По окончании азана как читавший, так и слышавший его произносят «Салават» и, воздев руки на уровень груди, обращаются ко Всевышнему с молитвой, традиционно читаемой после азана.

Проповедь начинается словами восхваления Господа миров и прошением благословения для пророка Мухаммада. Затем проповедник, цитируя Священный Коран и Сунну, обращается с проповедью, тема которой должна быть актуальна для данного региона и полезна для пополнения духовных и жизненных сил в сердцах и делах мусульман .

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на одну из ступенек минбара и все обращаются с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Вторая проповедь более коротка, чем первая, и носит назидательный характер.

Нужно добавить, что с момента восхождения имама на минбар и до призыва (икамата) на два ракяата фарда все прихожане должны строго сохранять молчание, особенно во время самой проповеди. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал: «Кто разговаривает во время пятничной проповеди, тот подобен мулу, несущему на себе священные книги [то есть тому, кто, имея возможность обогатиться атмосферой наставления, Божественным благословением и крупицами знаний, невежественно пренебрегает этим, игнорирует, идя против повеления Пророка]» .

Исключениями могут быть ответ на приветствие; прошение у Всевышнего благословения для Пророка («салават») при упоминании его имени; предупреждение об опасности и подобного рода крайне вынужденные случаи.

Два ракяата фарда

Икамат.

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить два ракяата фарда пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Два ракяата фарда выполняются в точном соответствии с порядком выполнения двух ракяатов фарда утренней молитвы. Имам проводит молитву вслух.

Четыре ракяата сунны

Ният (намерение): «Я намереваюсь совершить четыре ракяата сунны пятничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего».

После этого молящийся выполняет все в той же последовательности, как и первые четыре ракяата сунны пятничной молитвы.

По завершении четырех ракяатов сунны и тем самым всей пятничной молитвы («Джум‘а»), продолжая сидеть, желательно вместе с имамом выполнить «тасбихат».

Пятничная молитва, в отличие от других, не восполняется. Если время, отведенное для нее, вышло, то совершается полуденная молитва Зухр .

Хадис от Абу Любана ибн ‘Абдуль-мунзира; св. х. Ахмада, Ибн Маджа и аль-Байхакы. См.: Аль-‘Аджлюни И. Кяшф аль-хафа’ ва музиль аль-ильбас. В 2 ч. Бейрут: Аль-кутуб аль-‘ильмия, 2001. Ч. 2. С. 363, пункт 3250; Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994. Т. 11. С. 447.

То есть не примет участия в пятничной молитве, считая ее не столь важной.

Св. х. Ахмада, Абу Дауда, ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф. Т. 8. С. 180, 181; ат-Тирмизи М. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. С. 176, хадис № 499, «хасан»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992. Т. 3. С. 1024, хадисы № 1371–1373, «хасан», «сахих».

По шафиитскому мазхабу, путник перестает пользоваться каноническими облегчениями (необязательность посещения пятничной молитвы, необязательность поста в месяц Рамадан и т.д.), если он намеревается остаться на новом месте четыре и более дней. Богословы-ханафиты говорят в этом случае о сроке в пятнадцать дней и более. Канонические облегчения распространяются на путника, если он находится (2) в пути или (2) на новом месте пребывания менее указанных сроков.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1285.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари.

Первые четыре ракяата сунны признаются сунной всеми учеными-богословами, последние четыре ракяата – богословами всех мазхабов, кроме маликитского. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1291, 1326.

Шафииты также совершают четыре ракяата, но разделяя их на две молитвы по два ракяата.

Ученые-шафииты говорят: «Проповедь имеет пять обязательных положений: три из них должны быть соблюдены в обеих проповедях – слова восхваления Всевышнего; прошение у Него благословения для пророка Мухаммада («салават») и наставления, касающиеся богобоязненности («таква»), а объяснение аята из Священного Корана и мольба-ду‘а о благополучии верующих мужчин и женщин в жизни вечной должны быть соблюдены в одной из двух проповедей».

См.: Аш-Шавкяни М. Нейль аль-автар [Достижение целей]. В 8 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1995. Т. 3. С. 287, хадис № 1250, а также с. 288; ас-Сан‘ани М. Субуль ас-салям (таб‘а мухаккака, мухарраджа) [Пути мира (издание перепроверенное, с уточнением достоверности хадисов)]. В 4 т. Бейрут: аль-Фикр, 1998. Т. 2. С. 639, хадис № 421, «хасан ли гайрихи».

Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним молящимися. Те, кто стоят за имамом, должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Это желательно и в современной России, где мусульмане имеют мало возможностей для частых встреч и очень нуждаются в совместных (в джама‘ате) мольбах-ду‘а, особенно в такой знаменательный день, как пятница. Совершив вместе «тасбихат», верующие встают одновременно и приветствуют друг друга, общаются.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 1335.

Вопрос «Какова правовая норма относительно дозволенности второго азана на пятничную молитву?».

Ответ professor dr. Ali Gomaa — Досточтимый муфтий доктор Али Джумаа Мухаммад Всевышний Аллах установил азан (призыв на молитву) для того, чтобы люди знали о наступлении времени молитвы, и готовились к ее совершению. Икамат (провозглашение о начатии молитвы) был установлен для того, чтобы призвать людей к началу молитвы. Азан был узаконен в первом году хиджры, как повествует об этом переданный Тирмизи, Ибн Хузаймой и Ибн Хиббаном хадис о видении ‘Абдуллаха ибн Зайда и ‘Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен ими обоими Аллах). Для каждой обязательной молитвы был установлен один азан и один икамат. И при жизни Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье), а также и во время правления Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) пятничная молитва не являлась из этого исключением. ‘Усман (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил для пятничной молитвы еще один азан, поскольку число мусульман увеличилось и это стало необходимо. Азан в основе своей узаконенное шариатом действие, и нет ничего плохого, если его будут провозглашать дополнительно при необходимости. Это подобно случаю с Билялем (да будет доволен им Аллах), когда он совершал молитву омовения, несмотря на то, что на нее прежде не было прямого указания. Имам Бухари передает хадис о добавлении Усманом (да будет доволен им Аллах) второго азана. Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/^/1/ <#1> . При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв^2 <#2> , который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура». Бухари называет этот азан «третьим призывом», включая в это число и икамат. Когда ‘Усман (да будет доволен им Аллах) ввел дополнтельный азан, его поддержали жившие в то время сподвижники. Этот азан совершался также и во время правления ‘Али (да будет доволен им Аллах), и с тех пор этот азан продолжает практиковаться до наших дней. Так, в другой версии этого же хадиса у Бухари передается, что Аз-Зухри сказал: «Я слышал как Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир и благословение Аллаха ему и его семье), а также во времена правления Абу Бакра и ‘Умара (да будет доволен ими обоими Аллах) первый азан в пятницу совершался, когда имам садился на свой минбар. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий азан, который совершался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура. Впоследствии так и закрепилось». Ибн Хаджар Аль-’Аскалани говорит на этот счет: «Очевидно, что в то время люди всех областей приняли этот поступок ‘Усмана, так как он был халифом, которому надлежало повиноваться… Все то, что не делалось во времена Пророка (мир ему и благословение Аллаха) (но введено после его смерти) называется нововведением, однако некоторые нововведения бывают хорошими, а некоторые – нет. Из вышесказанного становится понятно, что ‘Усман ввел этот азан для уведомления людей о наступлении времени молитвы. Он уподобил пятничную молитву всем другим, оставив азан и икамат, но выделил ее произнесением второго азана непосредственно перед проповедью имама» (Фатхуль-бари», 2/394). Из всего этого нам становится ясно, что второй азан для пятничной молитвы является сунной нашего господина ‘Усмана (да будет доволен им Аллах). В одном из хадисов, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто проживет из вас после меня, увидит много разногласий. Так придерживайтесь же моей сунны, и сунны праведных халифов». Хадис рассказали Ибн Хиббан и Хаким. Известно, что ‘Усман (да будет доволен им Аллах) является одним из праведных халифов. Кроме того, еще со времен сподвижников и до наших дней мусульмане на практике доказали свое единогласие относительно дозволенности второго азана. Тот, кто отрицает этот азан – обесценивает единство уммы и обряды ислама, которые признавались учеными-богословами на протяжении веков. А кто утверждает, что этот азан является порицаемым нововведением, тот опровергает слова Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о том, что Всевышний Аллах никогда не позволит его умме единогласно принимать заблуждение за истину. А Аллах – Свят Он и Велик – знает лучше!

Вся хвала Аллаху.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выходил из дома в день Джума (Пятницу) и взбирался на минбар. Затем муаззин произносил Азан, и после этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) начинал свою хутбу. Если бы существовала молитва Сунна, которую следует совершать до Пятничной молитвы, то Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал бы об этом и делал бы это сам. Во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не было ничего кроме азана перед хутбой.
Поэтому большинство имамов согласны с тем, что нет сунны, которую следовало бы совершать перед Пятничной молитвой, так в обратном случае должно было существовать сообщение о словах или действиях Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но ничего подобного не было передано. Это было мазхабом имама Малика, Шафи и большинства из его сподвижников, и хорошо известным мнением мазхаба Ахмада.

Аль Ираки сказал:
«Я не видел ничего указывающего на то, что эти три имама рекомендовали совершать молитву сунну до этого (Джума)»

Мухаддис Альбани сказал:
«По этой причине, так называемая сунна не упомянута в Китаб аль Умм имама Шафи, или в книге аль Масаиль имама Ахмада, или в трудах других ранних имамов. Поэтому я говорю: «Те кто совершают эту молитву не следуют за Посланником Аллаха или за имамами; напротив они подражают поздним ученым, которые подобны им в том, что они также имитаторы (ранних ученых), а не муджтахиды (ученые которые выносят собственные решения). Удивительно видеть имитатора имитирующий другого имитатора» (Гауль аль Мубин, 60,374)

Более того, между первым и вторым призывом к молитве должно быть достаточно времени для того чтобы люди успели подготовиться к молитве, но не время для того чтобы совершить два раката, как это делается в некоторых странах и мечетях.
В отношении совершения совместного дуа за имамом, после молитвы, Шейх ибн Усеймин ответил на этот вопрос для аль Фатава, стр. 368:
«Это является нововведением, о котором нет сообщения от Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) или от его сподвижников. Людям предписано поминать Аллаха после молитвы, в соответствии с учением Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и это следует делать громко, как передано в хадисе Бухари от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах): «Люди повышали свои голоса в зикре (поминании Аллаха) после совершения предписанной молитвы, во времена Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)»

Относительно совершения молитвы после Джума, ибн аль Каййум сказал в аль Заад (1:440)

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) завершал Джума, то он заходил в свой дом и совершал два раката Сунны и он приказывал в последствии совершать четыре раката. Наш шейх Абул Аббас ибн Теймия сказал: если он молился в мечети, то совершал 4 раката, если же дома то 2 раката. Я говорю что об этом сказано во многих хадисах. Абу Дауд передал в Сунане (1130) от ибн Умара, что когда он молился в мечети, то совершал четыре, и когда он молился дома, то молился два.

В отношении проведения рука по лицу после дуа, то об этом не сказано ни в одном из достоверных хадисов; напротив некоторые ученые утверждали что это бидат (См. Муджам аль Юида, стр 227)

Не совершайте этого бидата и не участвуйте в том. Мы советуем быть с людьми следующие сунне.

Мусульманские учёные всех мазхабов едины во мнении, что джума-намаз вменяется в обязанность каждому верующему в степени ваджиб (во всех суннитских правовых школах, кроме ханафитской, этот хукм приравнивается к фарду).

В Своей Книге Господь миров сказал следующее:

«О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха…» (62:9)

Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) дал пятнице эпитет «госпожа всех дней». Её величественность считается большей, чем даже у двух исламских праздников - Ид аль-Адха (Праздник жертвоприношения) и Ид аль-Фитр (Праздник разговения). Соответствующий хадис приводится в сборнике аль-Байхаки.

Кликните на эту , чтобы посмотреть время джума-намазов в городах России.

Как читать пятничную молитву

1. После азана молящийся обычно произносит дуа :

«Аллахумма, Рабба хазихи дагватит-таммати, уас-салятиль каа има’. Ати Мухаммадан-иль уасилята уаль фадылята уабгасху макамам-махмуданиллязи уагьадта. Иннакя ля тухлифуль-мигад».

Перевод: «О Аллах, Господин этого совершенного призыва и готовящейся к исполнению молитвы! Дай Мухаммаду самое высокое положение в Райской обители, добродетели и воскреси его на самом хвалебном месте, обещанное Тобою. Нет никаких сомнений в том, что Ты выполнишь обещанное».

2. Завершив дуа, молящийся встаёт на совершение первых четырёх ракаатов. Он выполняет все действия, как и в случае с обязательными ежедневными намазами, которые состоят из точно такого же числа ракаатов.

4. В этот момент муэдзином произносится второй азан и верующие снова читают про себя вышеописанную молитву-дуа.

5. Затем имам принимается рассказывать проповедь прихожанам и произносит . В ней он традиционно произносит слова восхваления Создателя миров, благословляет Заключительного Его посланника (с.г.в.) и поднимает какую-нибудь актуальную тему, объясняя её сквозь призму Священного Корана, а также Пречистой сунны.

6. После проповеди следуют 2 ракаата фарда коллективно всем джамаатом и 4 ракаата суннат.

Особенности джума-намаза

Для этого намаза, помимо обычных требований к обязательным молитвам (наличие тахарата, покрытие постыдных мест, направление на Кыйблу и т.п.), существуют дополнительные условия, например, в плане гендерного представительства. Для мужчин этот намаз обязателен, тогда как на женщин это обязательство не распространяется.

Время пятничной молитвы - солнце должно пройти стадию зенита до того, пока тень объектов не станет равна их высоте.

Различные богословско-правовые школы устанавливают разные условия по необходимой численности джамаата, чтобы намаз был засчитан как . Согласно ханафитскому мазхабу, требуется от 3 или 5 человек (некоторые учёные этой богословско-правовой школы говорят о 7 верующих). Шафииты и ханбалиты настаивают на численности джамаата в 40 мусульман, включая имама. Маликитский мазхаб занимает срединную позицию - 12 человек, без учёта имама.

Намаз джума включает в себя четыре ракаата суннат, два ракаата фарда и четыре ракаата суннат. Однако в данном вопросе есть некоторые нюансы. Первые четыре ракаата богословы каждого из мазхабов признают важными на уровне сунны-муаккада. Если вести речь о последних четырёх ракаатах, то тут ситуация не столь однозначная. Ханафитская, шафиитская и ханбалитская школы также склонны считать суннат после двух ракаатов фарда сунной-муаккада, тогда как маликиты рассматривают её как практику Пророка Мухаммада (с.г.в.), которую порой он мог оставить.

Джума-намаз равен полуденному?

Интересно мнение алимов четырёх мазхабов относительно того, заменяет ли джума . Единой позиции по этому вопросу нет. Если в населённому пункте есть одна мечеть, и всё мужское население проходит туда на пятничный намаз, то нет потребности читать дневной. Но в ситуации, когда мечетей много, то дело приобретает следующий вид.

Богословы-ханафиты настаивают на том, что джума-намазы во всех мечетях самодостаточны, нет никакой необходимости совершать отдельно молитву-зухр. Если же человек всё-таки решит прочитать полуденную молитву, он может сделать это, но не в составе джамаата. Ведь такое действие в рамках ханафитского мазхаба считается сильно порицаемым (махрук тахриман).

Учёные-шафииты считают иначе. По их мнению, молитва засчитывается как пятничная и не требует отдельного дополнения её полуденной только в той мечети, такбир тахрим на два ракаата фардовой части которой будет произнесён раньше остальных в городе. В этой мечети чтение молитвы-зухр будет желательным действием (мустахаб). Однако в остальных мечетях полуденный намаз должен совершаться в обязательном порядке.

Позиции, похожей на мнение шафиитов, придерживаются богословы . На их взгляд, полуденная молитва должна читаться в каждой из мечетей данного населённого пункта, кроме той, где пятничный намаз завершился раньше всех.

По мнению ханбалитских учёных , молитва джума восполняет собой и полуденную лишь в том случае, если в джамаате присутствует руководитель государства либо города. В остальных мечетях намаз зухр должен быть прочитан после намаза джума.

Существует мнение, что в современных реалиях наиболее целесообразную точку зрения в этом вопросе предлагает ханафитский мазхаб. Оно основывается на том, что при жизни Милости миров Мухаммада (с.г.в.) в поселениях не было множества мечетей, так как умма имела небольшую численность. В связи с этим прямое перенесение практики первых десятилетий распространения ислама на нынешнюю повседневность, когда приверженцев ислама в крупных городах куда больше, нецелесообразно.

В данной статье приведены хадисы из книги «Фатхуль Бари» относительно двух азанов пятничной молитвы. Ниже даны комментарии специалистов Духовного управления мусульман Тюменской области по данному вопросу.

Фатхуль Бари фи шарх Сахих Бухари

Самый великий труд Ибн Хаджара, рахимахуллах, – 15-ти томный «Фатх аль-Бари фи Шарх Сахих аль-Бухари». Это толкование известного сборника хадисов «Аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари, рахимахуллах. Эту книгу в полной мере можно назвать энциклопедией Сунны.

Ибн Хаджар, рахимахуллах, написал предисловие к этому труду в 813-м году по хиджре. Спустя четыре года он начал работу над самой книгой и завершил свой труд в первых числах месяца Раджаб 842-го года по хиджре.

Книга пятницы

21 – Азан пятничного дня

912- Ас-Саиб ибн Йазид (да будет доволен им Аллах) сказал: «При жизни Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а также и во времена правления Абу Бакра и ‘Умара, (да будет доволен ими обоими Аллах) первый призыв в пятницу провозглашался, когда имам садился на свой /минбар/. При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше, и он добавил третий призыв, который провозглашался (рядом с мединским рынком) в (местечке) Аз-Заура ». (См. хадисы № 913; 915; 916).

Разъяснение

Данная глава посвящена началу установления дополнительного азана пятничной молитвы.

У Ибн Хузейма в хадисе на эту тему, передаваемом Абу Амиром от Ибн Абу-Зибы говорится об азане пятничной молитвы, упомянутом в Коране. В другой версии этого хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом от Ваки, передавшего от Ибн Абу-Зибы говорится: «Во времена Пророка, мир ему, Абу Бакра и Умара в пятничный день произносилось два азана ». Ибн Хузейма сказал: «Под двумя азанами подразумевается азан, произносимый, когда имам садится на минбар и камат, произносимый перед исполнением фарда (обязательной части молитвы)». Здесь имеет место лексическое обобщение, то есть в данном случае камат также назван азаном. В упомянутом хадисе данная формулировка употребляется в том смысле, что камат также несет в себе смысл призыва людей к молитве.

«…когда имам садился на свой /минбар/…». В версии Абу Умара эта часть хадиса приводится следующим образом: «…когда выходил имам и когда начиналась молитва …», также приводится у Байхаки от Ибн Фудейка, от Ибн Абу Зибы. В версии Маджишуна, приводимой от аз-Зухри сказано: «Азан на пятничную молитву произносился, когда имам сидел, то есть на минбаре ». Исмаил приводит эти слова от Маджишуна без слов «то есть ». Ан-Насаи приводит хадис Сулеймана ат-Тайми, переданного аз-Зухри: «Биляль произносил азан, когда Пророк, мир ему был на минбаре , а когда он нисходил с минбара, прозносил камат ». Аль-Мухляб сказал: «Смыслом произнесения азана в данном случае является объявление людям о том, что имам сел на минбар и указанием на то, чтобы люди молчали во время проповеди». У Ибн Исхака, у Табарани и других приводится от аз-Зухри, что Биляль произносил азан у двери мечети. Это указывает на то, что этот призыв был объявлением для людей о наступлении времени молитвы, но не для того, чтобы люди замолчали. Когда был добавлен первый азан, он предназначался для объявления о начале времени молитвы, второй азан, произносившийся перед имамом, был указанием людям на то, что нужно прекратить разговоры и молчать.

«При правлении ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) людей стало больше …». При Усмане () увеличилось население Медины. В версии хадиса, передаваемой от Маджишуна становится ясно, что это произошло в начале правления Усмана, но в передаче Абу Нуайма, Дамры, от Юнуса сказано, что это произошло после окончания правления Усмана (да будет доволен им Аллах).

В приведенном хадисе сказано «…и он добавил третий призыв …». В версии хадиса, передаваемого Ваки от Ибн Абу Зибы приводится следующим образом: «Усман (да будет доволен им Аллах) дал указание произносить первый азан ». Эти два хадиса нисколько не противоречат друг другу, так как в первом случае говорится о третьем азане, как о призыве, который не произносился до этого, во втором случае говорится об азане, как о первом призыве согласно очередности, относительно азана, произносимого, когда имам садится на минбар и камата, произносимого до фарда.

«…в (местечке) Аз-Заура ». Ибн Батталь утверждает, что это большой камень у двери мечети. В версии хадиса, передаваемого Ибн Хузеймом и Ибн Маджа от Ибн Исхака, от Зухри говорится: «Усман (да будет доволен им Аллах) приказал произносить третий азан на крыше здания под названием «Аз-Заура», находившегося у рынка ». У Табарани эта информация приводится следующим образом: «Он приказал произносить третий азан на крыше здания, которое называлось Аз-Заура. Азан произносился с этого здания, когда имам садился на минбар, его муэдзин произносил первый азан, когда имам спускался вниз, произносил камат ». В другой версии сказано: «Азан произносился с Аз-Зауры до выхода имама для объявления людям о наступлении пятничной молитвы ». В хадисе имама Муслима указывается, что «Аз-Заура» это место на Мединском рынке: «Пророк, мир ему, был со сподвижниками в Аз-Зауре. Аз-Заура это название одного места на мединском рынке ». Абу Амир добавил к этому хадису слова, переданные Абу – Зибом: «…и это утвердилось до Судного дня ». Юнус передает похожие слова: «…и так это дело утвердилось ». Эти слова подтверждаются тем, что люди во всех городах действительно начали применять данную практику, установленную Усманом () в силу того, что Усман () был халифом и население подчинялось его приказу. Однако аль-Факихани упоминает, что первым кто установил начальный азан в Мекке был Хаджадж, в Басре Зияд. Дошло до меня, что жители ближнего Магриба до сих пор употребляют только один азан.

Ибн Абу Шейба передает слова Ибн Умара: «Первый азан, произносимый на пятничную молитву – это нововведение». Слова Умара можно истолковать в двух вариантах.

a. Возможно Ибн Умар этими словами указал на то, что он отрицает практику произнесения дополнительного азана;

b. возможно, что он хотел подчеркнуть, что данная практика не применялась во времена Пророка, мир ему, а каждое действие, привнесенное уже после смерти Пророка, является нововведением. Но есть хорошее нововведение, есть плохое. Усман (да будет доволен им Аллах) установил дополнительный азан для объявления людям о наступлении времени молитвы. Он сделал это по аналогии с пятикратными молитвами. С первым азаном люди узнают о наступлении пятничной молитвы, основной же азан, являющийся особенностью данной молитвы, также был оставлен и произносился перед сидящим имамом. Однако мы знаем, что в некоторых странах с целью объявления людям о приближении начала времени пятничной молитвы произносятся зикры и салаваты, но вместо этого лучше произносить третий азан, следуя праведным предшественникам, которые его установили.